Замысловатый скульптор Александр Колдер и его красные монументальные скульптуры

Александр Колдер прославился благодаря своим подвижным скульптурам из проволоки (мобиле), приводящимся в движение ветром и электричеством. Он развился до совершенства, разрабатывая скульптуры, раскачивающиеся от малейшего дуновения воздуха.

Но всё-таки, он нашёл свою «золотую середину». Колдер начал создавать скульптуры «мобиле-стабиле». Они покоились на неподвижном постаменте, однако имели небольшие плоскости, прикреплённые к тонким проволочкам, и уже эти проволочки могли приводиться в движение.

Рождение и становление скульптора

Александр Колдер (Calder, Alexander) родился в 1898 году в штате Пенсильвания в США. Его отец и дед были известными американскими скульпторами. Скульптурные изображения трёх поколений Колдеров сегодня можно увидеть в Филадельфии.

Замысловатый скульптор Александр Колдер

Его отец был известным скульптором, а мать – профессиональным художником-портретистом. Творчество родителей сказалось на воспитании Александра в детстве.

В 1902 году, в возрасте четырёх лет, он позировал своему отцу для скульптуры «Малыш». Сегодня она находится в музее Метрополитен. В те годы, мальчик вылепил свою собственную маленькую скульптуру слонёнка.

В возрасте семи лет, у отца Александра открылся туберкулёз, и он с женой уехал на ранчо штата Аризона, оставив сына и дочь на попечение своих друзей.

Когда Александру было 11 лет, он подарил родителям к Рождеству, маленькие трехмерные скульптуры собачки и уточки.

В 1910 году, вся семья возвращается в Филадельфию. В это время Александр поступает в Germantown Academy, а позднее – в Croton-on-Hudson. Затем Колдер переезжает в Spuyten Duyvil, в Бронксе. Там его отец снимает творческую студию. Там он поступает в престижный Yonkers High.

В годы учёбы Александра, его семья постоянно курсирует между Калифорнией и Нью-Йорком. Молодой студент в каждом новом доме устраивает на верхнем этаже студию для своих занятий.

Замысловатый скульптор Александр Колдер L'empennage

В 1915 году Колдер оканчивает Lowell High School.

Родители уделяли особое внимание развитию творческих способностей сына. Однако, они не очень хотели, чтобы он был художником, зная, какой это тяжёлый труд.

Александр же хочет стать инженером-механиком. Он поступает в технологический институт в Нью-Джерси и становится одним из лучших математиков.

Летом 1916 года Александр проводит несколько недель в военном  лагере, а в 1917 году – в престижной морской секции студенческой армии.

После окончания института он работает на разных инженерных объектах, в том числе пожарным на корабле. В своей автобиографии Александр писал, что видел восход солнца по одну сторону горизонта, и уходящей луны — по другую. Много путешествуя, Колдер был очень восхищён горными пейзажами.

Воодушевившись увиденным, Александр решает поехать в Нью-Йорк чтобы стать художником. Там он вступает в студенческую Art Students’ League. Параллельно работает в National Police Gazette. Именно там в 1925 году, он написал свой рассказ о представлениях в цирке, так как он ему очень нравился. Тема цирка повторялась в его и более поздних работах.

В 1926 году скульптор и художник едет в Париж, где и открывает свою студию в Монпарнасе. Подружившись с продавцом игрушек, он начинает делать игрушки с артикуляцией. Его приятель помещает их в Салоне Юмористов.

В Париже Колдер создает маленький цирк из проволоки, резины, различных тряпок и других подручных вещей и показывает свои представления по обоим берегам Атлантики. Вскоре после этого «Цирк Колдера» (хранящийся сегодня в Whitney Museum of American Art) набирает популярность, равно как и Парижский авангард.

Цирк Александра Колдера

В 1927 году Александр возвращается в США. Он делает дизайн нескольких движущихся игрушек для детей, которые вскоре начинает выпускать мануфактурная фабрика. Оригиналы этих игрушек сегодня находятся в музее Berkshire Museum в Massachusetts.

В 1928 году скульптор организовывает в комерческой галерее свою первую выставку, а в 1929 году — первую персональную выставку своих проволочных скульптур в Париже.

Замысловатый скульптор Александр Колдер

По дороге в Нью-Йорк он встречает свою будущую жену, а в 1931 году они поженились.

В 1934 году Александр организовывает свою первую персональную выставку в Америке.

Находясь в Париже в 1929 году, Александр приобрел друзей – художников, которые работали в стиле авангарда: Марселя Дучампа, Джоан Миро, Джейн Арпa. Посещение студии абстракциониста Пита Мондриана очень потрясло его и привело к первой кинетической скульптуре.

«Цирк Колдера» дал начало повышенному интересу к проволочному и подвижному искусству.

В 1933 году молодой скульптор вместе со своей женой возвращается в США. Поселившись на ферме, в штате Коннектикут, Александр продолжает показывать «Цирк Колдера» и параллельно работает над созданием конструкции подвижной сцены балета Марты Грехем.

В годы Второй мировой войны Колдер служит на американском флоте. После войны он очень активно начинает работать.

В 1949 году Александр Колдер становится одним из 250 скульпторов, которые выставили свои работы на интернациональной выставке, проходившей в художественном музее в Филадельфии.

Монументальные скульптуры из стали

Параллельно с работой над «мобиле» Колдер начал создавать статичные скульптуры из металла «стабиле», окрашивая их в различные цвета. Большинство своих скульптур он окрасил в яркий красный цвет.

«La Grande Vitesse» (1969, стальная пластина, болты, красная краска)

Скульптура La Grande Vitesse Александра Колдера

«Cheval Rouge» (1974, листовое железо, красная краска)

Скульптура Calder Cheval Rouge Александра Колдера

«Flamingo» (1974, сталь, красная краска)

Скульптура Flamingo Александра Колдера

Ранние работы мастера, которые были ещё небольших размеров, имели вид невиданных животных, придуманных изощрённой фантазией художника.

Замысловатый скульптор Александр Колдер

При поступлении заказов на оформление площадей, скульптуры выросли и приобрели монументальный характер. Они представляют собой довольно крупные конструкции, которые смонтированы из металлических плоскостей с разнообразными очертаниями.

Замысловатый скульптор Александр Колдер

Врезаясь в пространство, скульптуры оставляют под собой обширные арочные пролёты. Имея форму технических сооружений, они одновременно включают в себя образы из органического мира: фигуры людей, упавших или взлетающий птиц, экзотических животных.

Скульптура Four Arches Александра Колдера

Монументальные статичные скульптуры Колдера очень органично влились в архитектурные ансамбли крупных городов Америки и Европы:

  • Скульптура «Людоед с флагами» — 1945, Нью-Йорк, расположена перед зданием Музея современного искусства;
  • Скульптура «Головы и хвост» — 1965, Берлин, расположена на площади перед Новой национальной галереей;
  • Скульптура «Воин с алебардой» — 1971, Ганновер, расположена на площади перед Музеем Шпренгель;
  • Скульптура «Фламинго» — 1974, Чикаго, расположена на площади Федерального центра.

Последние годы жизни Александра Колдера

С 1962 года он живёт в небольшой деревне во Франции, продолжая много работать. Позже, он возвращается в Америку. Среди его известных работ — WTC Stabile (также называемая, как Bent Propeller), установленная в 1971 году на входе северной башни в Нью-Йорке.

После открытия выставки в Whitney Museum гениальный скульптор скончался. Ровно через два месяца, его посмертно наградили медалью Presidential Medal of Freedom.

Замысловатый скульптор Александр Колдер

Замысловатый скульптор Александр Колдер

Замысловатый скульптор Александр Колдер

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − восемь =

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).