МЕНЮ

Красный цвет в мировом искусстве — его развитие, влияние и гармония

Красный цвет в мировом искусстве

С давних времён люди из мира искусства, а также творческие и неординарные личности с почтением и даже неким благоговением относились к красному цвету. Они осознавали, что он невероятно высоко воздействует на зрителя в эмоциональном и психологическом плане.

С помощью красного цвета в искусстве можно показать самые разнообразные, зачастую противоположные эмоции и чувства, такие как:

  • сексуальное наслаждение и адские мучения,
  • праздничное настроение и трагедию войны,
  • радость и горе,
  • страсть и драму,
  • расцвет и закат,
  • святость и греховность.

Как правило, мир в красном цвете видят и, соответственно, изображают уверенные в себе личности, экстраверты.

Известный французский художник и скульптор Анри Матисс (1869-1954), обладающий уникальной способностью передавать через интенсивность цвета и упрощённую форму свои мироощущения и эмоциональную составляющую произведения, однажды сказал, что его работы призваны вызывать удовольствие. И создал картину «Гармония в красном» («Красная комната»), в которой использовал множество ярких и насыщенных оттенков этого цвета.

Красный цвет в искусстве Анри Матисс «Красная комната»

Очень интересна история появления этого полотна, которое сам мастер называл «декоративное панно». Изначально оно было задумано как «Гармония в голубом» и делалось на заказ для русского коллекционера Щукина, который собирался поместить картину в столовой.

Художник успел основательно поработать над полотном, но внезапно кардинально переписал картину, полностью поменяв цветовую гамму. Такое неожиданное решение Матисс объяснил тем, что в красном цвете всё выглядит гораздо красивее. Его произведения пронизаны оптимизмом, излучают жизненную энергию.

Успешный нидерландский художник Кес ван Донген (1877-1968), живший во Франции и придерживающийся, как и Анри Матисс, в живописи направления «фовизм», нарисовал картину «Красная танцовщица». Особый эмоциональный настрой, динамичность и экспрессию полотну придаёт броский оранжево-красный цвет, заполнивший большую часть холста.

Красный цвет в искусстве Кес ван Донген «Красная танцовщица»

Живописец и театральный художник Роберт Фальк (1886-1958) в своей картине «Красная мебель», на которой диван и стулья с высокими спинками необычной формы облачены в красные чехлы с широкой оборкой, сумел цветом донести состояние внутреннего напряжения и драматизма произведения, передать атмосферу тревожного предчувствия и загадочности.

Красный цвет в искусстве Роберт Фальк «Красная мебель»

На картине знаменитого фламандского художника эпохи раннего Возрождения Яна ван Эйка (1390-1441) «Свадебный портрет четы Арнольфини» будущие супруги запечатлены стоящими в спальне, в момент произнесения торжественной клятвы.

На первом плане держатся за руки жених в коричневом одеянии и невеста в зелёном, но главная мысль произведения скрывается в изображённой на втором плане огромной красной кровати с шатром.

Красный цвет в искусстве Яна ван Эйка «Свадебный портрет четы Арнольфини»

Точно также красный цвет в искусстве открывает и отображает внутренний мир действующих лиц на признанных шедеврах «Портрет человека в тюрбане», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена».

Портрет человека в тюрбане
Мадонна каноника ван дер Пале
Мадонна канцлера Ролена

Американская писательница, сценарист и поэтесса еврейского происхождения Дороти Паркер (1893-11967), прославившаяся своими блестящими сатирическими остротами в отношении пороков, царящих в среде городских жителей XX века, просто обожала этот уникальный цвет.

Гостиная в её доме была оформлена в девяти оттенках красного, с использованием малинового, алого, вермильона, бордового и нескольких розовых тонов. Дороти Паркер считала, что этот цвет приносит ей воодушевление, заставляет быстрее мыслить, дарит бодрость, наделяет хорошим настроением и решимостью.

Весьма смело применяла красный цвет в интерьере своей квартиры и Эльза Скиапарелли (1890-1973), известный итальянский модельер, основоположница стиля «прет-а-порте». Она отдала предпочтение таким оттенкам как красный мандарин, алый, клюква, красный кларет.

Эльза Скиапарелли

Эльза первой ввела в женский гардероб «шокирующий розовый» цвет, который стал фирменной маркой Скиапарелли, завоевал не только модные мировые подиумы, но и получил невероятную популярность у обычных женщин, никак не связанных с миром высокой моды. Кстати, когда Эльза скончалась, похоронили королеву моды в шёлковом костюме розового цвета.

Красным цветом окружила себя Диана Вриланд (1903-1989), культовый обозреватель, а позднее главный редактор модных журналов Harper’s Bazaar и, затем, Vogue, основатель отдела моды в музее Метрополитен, чье имя было занесено в список самых стильных людей на планете.

С подачи Дианы в моду вошли красные помады, лаки и румяна, она призывала не опасаться ярких цветов в одежде и не уставала повторять: «Не бойтесь быть вульгарной, бойтесь быть скучной».

Когда появилась возможность переехать в новую квартиру, экстравагантная леди не преминула оформить её в красном цвете. Дизайнер, занимающийся интерьером, получил от Дианы нетривиальный наказ: «Я хочу, чтобы это место было похоже на сад. Но… на сад в аду».

В итоге в домашнем царстве Вриланд великолепно соседствовали стены, обтянутые красным ситцем в цветочек, бархатные кресла, подушки с принтами, клетчатый плед на диване и коврик красных цветов.

Красный цвет в искусстве Диана Вриланд

Диана не уставала повторять, что, находясь в этом окружении, невозможно даже представить себе появление скуки – мол, это практически то же самое, что скучать рядом с любимым человеком.

Знаменитый нью-йоркский дизайнер интерьеров Марк Хэмптон (1940-1998), которого New York Times назвал иконой американского стиля и одним из величайших декораторов двадцатого столетия, считал, что именно этот цвет обладает высочайшей способностью идеально передавать настроение.

Он отмечал интересную его особенность, а именно его двойственность – он умеет необычайно ярко выразить «святость церкви и распутство борделя». Какие бы эмоции он не вызывал, никогда не останется не замеченным.

Американский скульптор Александер Колдер известен своими мифическими абстрактными красными скульптурами. Самая известная скульптура «Фламинго»  установлена в Чикаго на городской Федеральной площади.

Красный цвет в искусстве скульптура "Фламинго"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).